«Детская школа искусств» поселка Усть-Камчатск

Главное меню
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
target=div class=bt> -->

Рок-опера "Юнона" и "Авось"

Коцерт Юнона и Авось

«Юнона» и «Авось»: теперь и в Усть-Камчатске!

     Окутанные ореолом романтизма парусники «Юнона» и «Авось» вновь оказались на Камчатке, правда, почти на 500 км севернее Петропавловска – в Усть-Камчатске. Там состоялась премьера знаменитой рок-оперы Алексея Рыбникова. 

     Памятливый зритель еще не позабыл, как в начале 2007 года эта же опера зазвучала на сцене краевого колледжа искусств в интерпретации Камчатской хоровой капеллы. Постановка Евгения Морозова не являлась копией прославленного культового спектакля «Ленкома». Она и называлась несколько иначе: вокально-хоровая композиция «Я тебя никогда не забуду…». Ее основу составляли хоровые (во многом переработанные Морозовым) и сольные номера, соединенные краткими актерскими репликами и небольшим видеорядом. Успех случился грандиозный. Впервые в истории капеллы программа «по мотивам оперы» была показана 15 раз, неизменно собирая аншлаги. Вдохновенная музыка Рыбникова, исполнительское мастерство капеллы и одухотворенная энергетика сюжета, основанного на поэме Андрея Вознесенского, заставляли переживать, восхищаться и верить, хотя, как отмечают знатоки, озвученный сюжет весьма далек от реальных событий. Трагическая история любви русского графа Николая Резанова и Марии Аргуэльо, дочери коменданта крепости Сан-Франциско, прождавшей своего жениха 35 лет, затмила все исторические неточности (впрочем, в искусстве так бывает частенько).

  Стоит заметить, что хоровая партитура оперы крайне сложна. Поэтому когда минувшей осенью педагоги школы искусств Усть-Камчатска обратились к Е.Морозову с просьбой «дать ноты» и адаптировать их к детскому хору, мало кто верил, что где-то «в глубинке» есть силы, способные осуществить столь серьезный художественный замысел. К счастью, мы все ошиблись. Премьера спектакля, прошедшая на сцене районного Дворца культуры, куда были приглашены заслуженный деятель искусств России Е.Морозов и автор этих строк, удивила, порадовала и… заставила вспомнить далекие 1970-е годы, когда культурные достижения Усть-Камчатска были у всех, как говорится, на слуху.

Коцерт Юнона и Авось

  В начале 1974 года мне довелось присутствовать на премьере детской оперы композитора Георгия Портнова (не путать с Г. Поротовым) «Ухти-Тухти», поставленной в местной музыкальной школе. Через 2 года - новая постановка: опера усть-камчатского педагога и хормейстера Александра Саенко на сюжет Георгия Поротова «Кутх и мыши». Второй спектакль был показан в Петропавловске и Елизове, о чем всей стране рассказала самая главная в те времена «культурная» газета страны «Советская культура». В создании музыкальных сказок участвовали 35 школьников, их педагоги и родители. Но главным генератором идей, постановщиком являлся Александр Саенко, педагог школы и художественный руководитель Усть-Камчатской хоровой капеллы (да, была и такая!). Эта капелла, которая прекратила свое существование с отъездом Саенко из Усть-Камчатска, пользовалась известностью не только в родном поселке. Коллектив, куда входило более 50 любителей хорового пения, выезжал на фестивали и конкурсы, завоевывал разные награды и даже пытался составить конкуренцию тогда еще молодой капелле Е. Морозова.

   О далеких достижениях усть-камчатских музыкантов я вспомнил лишь для того, чтобы еще раз отметить: в любом самом отдаленном уголке можно вершить чудеса, если там появляется настоящая личность.

   Такие личности, к счастью, есть в современном Усть-Камчатске. Тамара Зажирская, директор детской школы искусств, в их числе. Это она взвалила на себя не только весь основной груз осуществления постановки, но и целый год разучивала со школьниками хоровые партии, которые той же камчатской капелле дались в свое время не очень-то легко. Ей помогали практически все педагоги школы. Сценарием занималась Ольга Карташова, подбором и демонстрацией слайдов - Ксения Курилова и учитель математики Светлана Леоненко, художественным оформлением и костюмами - Лилия Шапенкова, концертмейстерской работой - Елена Богданова, Самира Тураджова, Людмила Азаматова. Важно заметить, что в работе сводного хора приняли участие и выпускники школы искусств разных лет - Наталья Примакова, Татьяна Госткина, Екатерина Телятникова, Екатерина Дудкина и Светлана Кобзева. Да и солисты, причем отменные, нашлись в родной школе: Диана Бурдюкова, Александра Малышенко, Анастасия Булатова, Дарья Вагина.

Коцерт Юнона и Авось

   В отличие от проекта Морозова, усть-камчатцы назвали свою работу литературно-музыкальной композицией, хотя в конечном итоге они явно вышли за рамки заявленной идеи. Этому, в первую очередь, способствовали молодежные хореографические коллективы, которые в заметной степени украсили и разнообразили ход действия: танцевальная группа средней школы №2, под руководством Раисы Бельды, и образцовая хореографическая студия «Фиеста» п. Ключи, под управлением Виктории Ситало. Весьма сложная задача стояла перед исполнителем роли графа Резанова, которому предстояло лишь языком движений и жестов передавать свои мысли и чувства. С этой ролью успешно справился директор детско-юношеской спортивной школы Усть-Камчатска Валерий Дядера. А тексты, которые звучали за кадром, озвучивали Вячеслав Серебряков, Алексей Печенюк и Ольга Косулина.

   Как видим, масштабность проекта, задуманного Т. Зажирской, заставила вовлечь в работу практически все имеющиеся в Усть-Камчатске (да и в соседних Ключах!) творческие силы. Специалисты Центра культуры и досуга, районного управления образования, Дворца культуры и даже настоятель местного храма Отец Александр, который оказывал помощь в правильном произношении церковных текстов, - все искренне и горячо помогали рождению спектакля. Не остались в стороне и руководители района – глава Александр Тихомиров и глава администрации Павел Кошкарев в полном объеме решили финансовые и другие организационные потребности авторов постановки.

   Присутствовавший на премьере маэстро Е. Морозов дал высокую оценку создателям спектакля. «Радует, - заметил он, - что в столь отдаленном поселке есть люди, которые по-настоящему любят свое дело, искусство и детей. Работа получилась великолепной. И я, быть может, при восстановлении «Юноны» в капелле что-то у вас позаимствую»…

   В последние годы мы все чаще слышим о творческих проектах юных камчатских музыкантов, которые выходят за рамки учебного процесса. Весной 2009 года городская музыкальная школа №7 совместно с Камчатским камерным оркестром им.Георгия Аввакумова представили зрителю оперу-легенду «Гамулы» (кстати, на музыку того же Александра Саенко). В музыкальной школе №5 уже много лет существует театральная студия «Сказка», в которой ежегодные оперные премьеры стали обязательными. В Палане этой весной национальным ансамблем «Вэем» восстановлен спектакль «Чагарское поле» по книге Владимира Тан-Богораза «Восемь племен», в котором вместе со взрослыми выступают воспитанники детской школы искусств. Эти примеры можно продолжать. И вывод здесь напрашивается лишь один: везде есть место творчеству, везде камчатская детвора способна откликнуться, сотворить настоящее чудо, если рядом - горячие и профессионально зрелые сердца взрослых.

   Усть-Камчатск - не самое уютное место на Камчатке. Добираясь туда на рейсовом автобусе, мы повстречали в пути и раннюю весну (на Ганальской тундре и Начикинском перевале), и настоящее лето (в Милькове, Атласове, Козыревске). Низкая усть-камчатская тундра встретила нас угрюмой сыростью, ветром и остатками медленно тающего снега. Но всю эту хмурь мгновенно растопили встречи с талантливыми, счастливыми лицами, которые подняли на собственной сцене романтические паруса «Юноны» и «Авось».


Валерий Кравченко (Фото автора)
Газета «Камчатский край» №22 (293) от 06 июня 2012г.