«Детская школа искусств» поселка Усть-Камчатск

Главное меню
Категории
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
target=div class=bt> -->

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дудкина Е. Д., ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОЛИ, ДУШИ И УМА?

 

Дудкина Екатерина Дмитриевна

Преподаватель сольного пения, эстрадный вокал

Начиная с античности педагоги считали музыку неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса, подчеркивали, что в формировании личности музыка играет огромное значение. В последнее время, однако, музыкальное образование утратило свои былые позиции: в лучшем случае в обычной школе есть одно занятие музыки в неделю. Тем не менее занятия музыкой полезны по многим причинам. Так, например, они играют значение в развитии воли, души и ума.
Ежедневные занятия музыкой способствуют самодисциплине, приучают ребенка к систематическому труду и развивают волю. Отрабатывая музыкальные этюды или тренируя голос, когда остальные сверстники смотрят телевизор или играют в компьютер, ребенок учится расставлять приоритеты. 
Педагоги и родители убеждают его в том, что достижение успеха в любом деле требует систематической работы: заниматься пением или игре на инструменте нужно регулярно, без перерывов и с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале.
Техническая работа над разучиванием произведения нередко кажется утомительной, если ребенок научится побеждать лень, он становится волевым и трудолюбивым.
Занятия музыкой способствуют и духовному развитию. Музыка имеет удивительное свойство касаться души и положительно влиять на нее. По мнению Платона, музыка «всегда более проникает в душу и всего сильнее ее затрагивает» [1], чем другие виды искусства. 
Шацкая В.Н. пишет о своей работе в детской колонии «Бодрая жизнь»: «С самого начала своих занятий музыкой с детьми я искала таких путей, таких приемов, которые дали бы возможность детям почувствовать радость от переживания музыкальных впечатлений, развить детский вкус и понимание для восприятия музыки» [2]. 
Занятия музыкой развивают эстетический вкус. Ребенок учится различать музыку «на потребу дня» от музыки как подлинного искусства. Прикасаясь к последней, ребенок учится воспринимать эстетическую сторону художественных произведений, получать удовольствие от растворения в музыке, сопереживать ее автору и исполнителю, «читать» в музыкальном произведении чужую историю, «видеть» чужие чувства и мысли. 
Научившись воспринимать другую душу посредством музыкального произведения, ребенок и сам постепенно начинает вкладывать свою душу в исполнение чужой музыки или даже создает что-то свое.
Немаловажное значение играет музыкальное образование в развитии умственных способностей. Так, при занятиях музыкой тренируется память: ведь нужно запоминать нотные тексты, музыкальные обозначения, звучания интервалов, аккордов, ладов и пр. Изучение музыки способствует тренировке пространственного мышления: нужно одновременно исполнять текущую часть произведения, знать последующую и помнить о предыдущей, в зависимости от этого регулируя выразительность игры или пения. 
Понимание музыки развивает структурное мышление: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь также делятся на более мелкие.  
Игра на музыкальном инструменте учит выполнять несколько дел одновременно: к примеру, исполнять песню, играть на гитаре и при этом помнить об артистизме. Благодаря занятиям музыкой расширяется кругозор: дети узнают многое об истории музыки, о великих композиторах прошлого и достойных восхищения современниках и т.д.
Дети, которые занимаются музыкой, быстрее обучаются правописанию (у них уже развито пространственное восприятие: право, лево, низ, верх и пр.), лучше превращают свои мысли и чувства в слова и предложения, быстрее осваивают иностранные языки. В целом замечено, что дети, которые посещают музыкальную школу, по успеваемости значительно превосходят тех, кто не занимается музыкой. 
Неудивительно поэтому, что во многих продвинутых компаниях отдают предпочтение соискателям с дополнительным музыкальным образованием. Так, считается, что люди с музыкальным образованием быстрее осваивают компьютерные технологии. Не случайно, к примеру, Альберт Энштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфордского университета составляют 70% членов университетского музыкального клуба. 
Итак, музыкальное образование играет огромную роль в становлении личности: способствует развитию силы воли, способности воспринимать эстетическую сторону музыкального произведения, духовному росту, желанию самовыражаться через творчество, наконец, умственному развитию. Даже если ребенок не будет композитором, занятия музыкой сделают его трудолюбивым и целеустремленным, искренним и способным к сопереживанию, значительно опережающим окружающих по уровню умственного развития.

Список литературы:

1. Осеннева М. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. —  С.11.

2. Шацкий С. Т., Шацкая В. Н. Бодрая жизнь // Собр. соч.: в 4 т. — М., 1962. — Т. 1. — С. 425.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ukdshi (10.09.2015)
Просмотров: 73 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]