«Детская школа искусств» поселка Усть-Камчатск

Главное меню
Категории
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
target=div class=bt> -->

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Музыкальные занятия в общеобразовательной школе, их роль в здоровье школьников.

Курилова Ксения Сергеевна, 

преподаватель теоретических дисциплин.

Здоровье – один из факторов составляющих счастливую жизнь. Под этим ёмким словом мы подразумеваем здоровый образ жизни и физическое здоровье в первую очередь. Однако не стоит забывать и о психическом здоровье, которое находится в тесной взаимосвязи с физическим и имеет свою нишу в развитии личности. Проблема психического и физического здоровья школьников стоит остро не только в России, она характерна и для многих развитых стран мира. Как вариант преодоления проблемы применяется всевозможное сокращение учебной нагрузки, упрощение учебных программ[i]. Всемирная организация здравоохранения рассматривает термин «здоровье» как совокупность различных факторов. Это понятие включает в себя: физическое здоровье, подразумевающее бодрое и хорошее самочувствие; психическое и эмоциональное здоровье; социальное и индивидуальное здоровье; здоровую окружающую среду [Цит. по: 4].

Музыкальные занятия – это один из компонентов полноценного образования. Учитель музыки призван формировать у школьников основные личностные качества: мировоззрение, волю, музыкальные вкусы, убеждения. Любой вид музыкальной деятельности создает большие возможности для проявления склонностей ребёнка, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Именно радость как индивидуального, и ещё более, совместного (коллективного) творчества дает возможность почувствовать себя более уверенным, нужным, способным. При этом школьник получает не только удовольствие от процесса творчества, но и от общения с окружающими его людьми, учится радоваться жизни с помощью музыкально-творческой реализации, а это не менее важно для здоровья. 

В своей статье «Здоровье и учебный процесс» В. Арсентьева отмечает, что «по мнению специалистов, от умения радоваться жизни, наслаждаться каждым днём, не реагировать на мелкие неприятности зависят здоровье и благополучие человека» [1, с. 4]. Рассматривая положение музыкального образования на различных этапах его развития, следует упомянуть об элитарности, и даже недоступности музыкального образования для простых людей, например, в Древней Греции. Отметим так же, что на музыке строилась вся система общего древнегреческого образования. Наряду с основными концепциями античной музыкальной эстетики музыка трактовалась, понималась как «средство воздействия на психическое и физиологическое состояние человека» [2, с. 78]. У древних пифагорейцев музыка имела медико-практическое значение, что проявилось в учении о музыкальном катарсисе[ii], музыка давала просветление, очищение души и тела. Платон говорил о музыке как о психическом воспитании, направленном на тренировку и подход к бытовой жизни. Из той же Древней Греции в современную биологическую измерительную систему пришло название единицы измерения удовольствия, так называемый гедон. Положительные эмоции – это защита от стресса, а значит и защита здоровья, иммунитета, повышение общего тонуса, улучшения обмена веществ и многое другое, так необходимое для развития и формирования всесторонне здоровой личности. Это утверждение доказано не только музыкальной наукой. По шкале разработанной О. Потемкиной, на различных этапах жизни человек должен получить до 14 лет треть гедонов (единиц удовольствия), еще треть – с 14 до 60 лет и остаток в более пожилом возрасте. Как видно, более других нуждается в гедонах именно ребёнок [Цит. по: 1, с. 4]. И именно качественное, творческое и целенаправленное общение с музыкой может внести свой вклад в развитие здоровья школьника.

В учебном плане современной (среднестатистической) общеобразовательной школы предмет «Музыка» занимает один час в неделю с 1 по 7 класс, в некоторых школах «музыкальная волна накрывает» 8 и даже 9 класс (!). Образовательные программы прекрасны, логичны, целенаправленны и проверены многолетним опытом, они созданы такими мэтрами музыкальной педагогики как Д. Кабалевским, Г. Сергеевой, Л. Школяр, Л. Алексеевой, Е. Критской и другими. Уроки музыки, согласно программам, включают в себя различные виды музыкальной деятельности: историко-теоретические беседы, слушание музыки, разбор музыкальных произведений, пение.

Будем откровенны, но в некоторых школах России музыкальные занятия проводятся не специалистом (сказывается нехватка кадров в регионах, и низкие заработные платы), а где-то и вовсе не проводятся занятия музыки. О создании оркестров и хоров, при общеобразовательных школах, например как в США, говорить не приходится… Вот и получается, что школьник наш обделён радостью творческого общения. А ведь недостаток гедонов (единиц удовольствия) явно сказывается на наших детях.

Что делать? Как поставить общение с музыкой в общеобразовательной школе на одну ступень вместе с другими дисциплинами, строителями здоровья будущей личности?

На мой взгляд, здесь нет единого выхода. Чтобы снять миф о прикладном характере музыкального образования необходимо и увеличение часов, и обеспечение общеобразовательных школ специалистами, и обеспечение материально-технической, инструментальной базой.

В ходе урока музыки на первый план, прежде всего, должен выходить творческий процесс, проявляющийся в совместном музицировании вокального (хор) и инструментального (оркестр) характера. По мнению немецкого композитора ХХ века, музыковеда и педагога, создателя успешной музыкальной системы воспитания «Штульверк» Карла Орфа «музыкальное воспитание детей следует начинать с коллективного музицирования» [6, с. 163]. Дети – участники творческого процесса, именно с помощью этого процесса они могут полноценно общаться, делиться опытом и получать радость творчества. Задача учителя музыки в ходе каждого урока ставить цели, логично располагать формы работы и понимать (знать) что и для чего он делает, он должен создавать и творить на уроках музыки музыкальную культуру учеников. Обеспечить качество такого творческого процесса под силу только музыкальному специалисту, урок не может проходить интуитивно с опорой на программу.

Нейро-психологом, педагогом Хауэром Гарднером были классифицированы врождённые способности человека. Среди них генетически заложены такие как пространственные, телесно-двигательные, природные (стремление к общению с природой) способности. Следующие способности – это первая стадия освоения мира, способы контакта: музыкальные, интерличностные (направленные во вне) и интроличностные (направленные во внутренний мир человека). Остальные: вербальные (общение через слово), логико-математические и спиритуальные являются последней стадией освоения мира. «В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический» [3]. Музыкальные способности помогают понимать мир через звук, осваивать его.

Рассматривая программы здоровья, разработанные для российских школьников, В. Родионов делает следующий вывод: «Как показывают результаты исследований, все работающие в стране программы вносят свою лепту в воспитание. Благодаря им у подростков есть представление о факторах риска для здоровья, и в то же время созрела острая необходимость в программах нового поколения, которые учитывали бы законы социальной психологии. И создание таких программ – дело реальное» [4]. В этой связи хотелось бы верить, что при создании таковых программ наверняка найдется место и музыкальному блоку. Уроки музыки – это уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства. Ведь занятия музыкой – это не рассказ о том, «что такое хорошо и что такое плохо», это возможность практически (с помощью музицирования) почувствовать, «что такое хорошо». И забывать о значении музыкальных способностей, задвигать их в дальний угол, и придавать музыкальным занятиям прикладное значение было бы непростительной ошибкой. Ведь отношение к музыкальным занятиям в общеобразовательной школе должно измениться и перейти в статус равноправных строителей здоровья школьника.

Список литературы: 

1.      Арсентьева В. Здоровье и учебный процесс/ Здоровье для всех от А до Я, № 2, 2010/ В. Арсентьева. – М.: Здоровье для всех от А до Я, 2010. – С. 2 – 5.

2.      Герцман Е. Античное музыкальное мышление / Е.В. Герцман. – Л.: Музыка, 1986. – 226 с.

3.      Новейшие теории интеллекта. Учебник для студентов университетов. Интернет ресурс: http://rudocs.exdat.com/docs/index-342009.html?page=22

4.      Родионов В. Программы здоровья в России и за рубежом. Интернет ресурс: www.zdd.1september.ru/2003/10/3.htm

5.      Словарь изобразительного искусства. Интернет ресурс: http://slovari.yandex.ru/катарсис/Словарь%20изобразительного%20искусства/Катарсис/

6.      Халабуздарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Уч. пос. / П. Халабуздарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.

 

[i] В США и Англии даже созданы так называемые «Школы содействия здоровью» [4].

[ii] Катарсис – (греч. katharsis — «очищение») — термин античной эстетики. По позднейшему свидетельству Аристида Квинтилиана (II—III вв. н. э.), «древние знали, что одни занимаются пением и музыкой, находясь в хорошем настроении, испытывая удовольствия и радости, другие — пребывая в состоянии меланхолии и заботах, а третьи — в божественном неистовстве и религиозном экстазе» [5].

Категория: Мои статьи | Добавил: ukdshi (03.04.2013)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]